Не сходите с ума - Обратитесь к психоаналитику

Классический психоанализ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
En/ Ru
Главная Вопрос-ответ Реально ли вылечить гомофобию, заменив одну бессознательную структуру на другую, такую же бессознательную структуру (страничка обновлена 30 июля 2011г.).

Реально ли вылечить гомофобию, заменив одну бессознательную структуру на другую, такую же бессознательную структуру (страничка обновлена 30 июля 2011г.).

Я хотел бы задать один вопрос. В одной книге О.Кернберг пишет об эротическом желании следующее.

"Прежде всего это поиск удовольствия, всегда направленный на другого человека – объект, в который проникаешь, вторгаешься, которым овладеваешь или который проникает, вторгается в тебя или овладевает тобой. Это стремление к близости и слиянию, подразумевающее, с одной стороны, насильственное преодоление барьера и, с другой – соединение в одно целое с выбранным объектом. Сознательные или бессознательные сексуальные фантазии выражаются во вторжении, проникновении или овладении и включают в себя соединение выпуклых частей тела с естественными впадинами – пениса, сосков, языка, пальцев вторгающейся стороны, проникающих или вторгающихся во влагалище, рот, анус “принимающей” стороны. Получение эротического удовольствия от ритмических движений этих частей тела снижается или исчезает, если сексуальный акт не служит более широким бессознательным функциям слияния с объектом. Роли “принимающего” (“container”) и “отдающего” (“contained”) не следует смешивать с маскулинностью и фемининностью, активностью и пассивностью. Эротическое желание включает фантазии активного поглощения и пассивного состояния, когда в тебя проникают, и в то же время активного проникновения и пассивного состояния, когда тебя поглощают. Я высказывал предположение о том, что психологическая бисексуальность в смысле идентификации и с Я, и с объектом в специфическом сексуальном взаимодействии является универсальной и для мужчин, и для женщин. Можно возразить, что бисексуальность – прежде всего функция идентификации с обоими участниками сексуальных отношений или с тремя (“исключенная третья сторона”) в триадном сексуальном опыте (Либерман, 1956). Второй характерной особенностью сексуального желания является идентификация с сексуальным возбуждением партнера и оргазмом, чтобы получить удовольствие от двух дополняющих друг друга переживаний слияния. Основным здесь является удовольствие от желания другого, любовь, выражающаяся в ответном чувстве другого на твое сексуальное желание, и сопутствующее ему переживание слияния в упоении. При этом также возникает чувство принадлежности к обоим полам, на время устраняющее непреодолимые барьеры между полами, а также ощущение некой завершенности и блаженства от обоих аспектов сексуального опыта – проникновения и внедрения, а также чувства, когда в тебя проникают и заключают в себя. В этой связи символическое смещение всех “проникающих” анатомических частей и всех “принимающих” или “проницаемых” углублений служит признаком сгущения эротизма всех “зон” и ожидаемой регрессии сексуального возбуждения в “зональную спутанность” (“zonal confusion”) (Мельтцер, 1973) с последующим слиянием в сексуальной активности и сексуальном контакте фантазий и ощущений всей поверхности тела обоих участников. В такой идентификации с другим заключается удовлетворение желания слияния, гомосексуального желания и эдипова чувства соперничества. То есть при этом все другие отношения исчезают в уникальной и слитой в одно целое сексуальной паре. К тому же бессознательная идентификация с обоими полами устраняет необходимость завидовать другому полу, и, оставаясь самим собой, индивид в то же время превращается в другого; при этом возникает ощущение перетекания в иное состояние, в котором достигается межличностное взаимопроникновение. Сексуальные игры могут включать идентификацию с фантазийными или истинными желаниями объекта другого пола, так что пассивные и активные, мазохистические и садистические, вуайеристические и эксгибиционистские потребности находят выражение в одновременном утверждении своей сексуальной идентичности и пробной идентификации с комплементарной идентичностью сексуального партнера."

И недавно попав на ваш сайт я прочитал статью Таблетка" от гомосексуальных страхов где речь шла о Максиме и об его желании почувствовать все, что чувствует женщина. И в связи с этим у меня вопрос: проанализировав рассказ Максима и то что говорит О.Кернберг получается что все гомофобы бессознательно искажают восприятие нормальных сексуальных отношений, заполняя сознание гомосексуальными страхами? И если это так насколько реально вылечить невроз, ведь получается нужно одну бессознательную структуру на другую? Если не сложно расскажите прав ли я в своих размышлениях. Заранее спасибо.

_____________________________________________________

 

Ваш вопрос, по-моему, никак не связан с представленным вами рефлексивным бредом Кернберга.

Что касается вашего вопроса? Здесь все просто. Во время психоанализа не происходит никаких замен бессознательных структур. Бессознательная структура - это некое вытесняемое субъектом психическое содержание, - оно, по определению патологично, поэтому, собственно, оно и вытесняется. Ставить целью замену одной патологической структуры на другую - это абсурд.

Во время психоанализа анализант получает возможность осознать свое бессознательное содержание, подвергнуть его критике и, таким образом, освободиться от него, это общее место. Есть некое бессознательное содержание, которое мешает сексуальности гомофоба нормально функционировать. Данному содержанию Фрейд дал название комплекс Эдипа-Электры. Гомофоб страдает и от невозможности нормального сексуального функционирования и от невозможности решить эту проблему. Это страдание позволяет ему развить достаточное волевое усилие, чтобы пройти курс психоанализа, освободиться от мучающего его бессознательного содержания и восстановить структуру нормального сексуального функционирования, то есть, получить возможность быть довольным своими реакциями. Вот, собственно и все.

Здравствуйте! Спасибо за ответ! И последнее я хотел спросить:

"Это имеет отношение к первичным идентификациям, которые, в свою очередь, обусловлены потребностями обладания матерью. В данном случае понятие «обладание» не имеет сексуального оттенка, этот оттенок появляется впоследствии, а первоначально ребенок хочет обладать матерью в смысле «моя мать» («моя рука», «мое сердце»). Отсутствие у ребенка возможности к обладанию матерью, как чем-то непосредственно принадлежащим ему, и есть, строго говоря, та проблема, которая впоследствии становится комплексом Эдипа-Электры. Так вот, одним из вариантов овладения объектом, в том числе и матерью, является идентификация с ним. Идентифицируясь с матерью ребенок как бы поглощает ее, вбирает ее в себя, тем самым становясь ее обладателем. Механизм идентификации решает проблему восстановления ощущения обладания потерянным объектом, но при этом человек теряет себя, будучи вынужденным быть тем, кем он хочет владеть." Я так понял здесь вы как раз и говорите  об бессознательной ассоциации с женским образом?

Насколько я понял по контексту вашего вопроса, идентификация с матерью Вас интересует в качестве возможной причины попытки мужчины испытать женские сексуальные ощущения.

Идентификация с матерью и идентификация с женщиной  - это разные вещи, и, уж, менее всего идентификация с матерью имеет отношение к стремлению испытать женские сексуальные ощущения. Когда Максим говорит о своем стремлении испытать женские сексуальные ощущения, то он имеет в виду свое представление об этих ощущениях; а, вот, имеют ли его представление какое-либо отношение к самой женщине, - это большой вопрос. С большой долей вероятности можно предположить, что на женщину, наблюдаемую во время сексуального акта, Максим проецирует свои бессознательные пассивные гомосексуальные фантазии. Женщина во время секса - практически, идеальный объект для подобных проекций.

Мать и женщина (отец и мужчина) это совершенно разные психические объекты.

NB. Акцентирую внимание на том, что сейчас речь идет только о психических объектах, то есть, по сути, о структуре бреда. В действительности все, конечно же, не так как представляется человеку.

Мать несет на себе в психике функцию безусловной опоры. Обладание матерью гарантирует человеку, что потенциальная проблема никогда не выйдет за границы его актуальной возможности к ее преодолению. Мать делает человека обладателем своего собственного законного пространства в мире, вне зависимости от того кем он является или может явиться. Можно сказать, что, обладая матерью, человек получает от мира возможность быть любым, в том числе и самим собой.

Обладание женщиной (мужчиной) делает мужчину (женщину) социально состоявшимся. Коитус является квинтэссенцией данного обладания, а, соответственно, и социальной реализации. Именно в контексте социальной реализации понятен символизм коитуса, который является актом поглощения субъектом другого субъекта, то есть актом абсолютной власти. В действительности, конечно, никакого поглощения не происходит, но в структуре бреда коитус наделяет, как его, так и ее абсолютной (божественной) властью. Отдавшись мужчине, женщина предполагает получить его всего; взяв женщину, мужчина предполагает овладеть ею всею. В действительности, конечно, никто ничего не получает, поэтому секс становится навязчивостью, особенно у людей с подавленной самооценкой. Для поддержания собственной божественности им необходимо перманентно кого-то "трахать" или кому-то "отдаваться"… хотя бы, в своем воображении.

Можно сказать, что обладание матерью является возможностью социальной реализации человека, а обладание женщиной (мужчиной) квинтэссенцией данной реализации.

Это я все к тому, что "мать" и "женщина" - это разные психические объекты, соответственно, идентификация с матерью и идентификация с женщиной - это разные идентификации. Первичная идентификация мужчины с матерью дает "отцовский" тип невротической конституции психики, отец ведь - это та же мать только в мужском исполнении: из этих идентификация вырастают вечные начальники, папы всем и никому.

Возможны ли вообще первичные идентификации мальчика с женщиной (девочкой или девушкой, или не понятно еще с какой из женских ипостасей), - это сам по себе еще большой и неизученный вопрос. В лице транссексуалов мы можем наблюдать, как раз, продукт ранних идентификаций ребенка с противоположным полом, точнее, с его представлением о противоположном поле. Но являются ли эти идентификации первичными, то есть, нет ли у такого ребенка каких-то более ранних идентификаций, психология пока сказать не может.

Представить себя матерью мальчику гораздо проще, нежели женщиной. Достаточно играть в заботливого, участливого и ответственного, или просто орать от возмущения, вот ты и мать, по крайней мере, очень похоже, можно идентифицироваться. А вот добыть из себя женщину, гораздо сложнее, тем более мальчику нескольких лет от роду. И взрослый то мужчина с большим гетеросексуальным опытом не понимает, кто такая женщина и чего она хочет, чего уж говорить о дошкольнике. Поэтому, если идентификация с женщиной у мальчика и имеет место быть, то значит - она является следствием раннего и сильного шизоидного процесса, который дает неконтролируемое бредообразование. Продукт данного процесса мы, как раз, и наблюдаем в лице транссексуала. А все их рассказы о своей ранней тяги ко всему женскому могут служить прекрасной иллюстрацией по теме "Ранние шизоидные идентификации с образом противоположного пола".