«Сверх-Я» — это место, куда человек помещает фигуру действующей причины своего мира.
NB.
«Действующая причина мира» — это структура из представления человека об устройстве мира. По представлению человека она является актуальным (действующим) хозяином мира — причиной, определяющей факт появления и логику появления всех возможных событий в его мире.
Необходимость присутствия в психике такой инстанции, как «Сверх – Я» — является прямым следствием основного противоречия существования человека в мире.
Образование сверх–Я видится мне результатом бессознательного и вынужденного проецирования человеком своей конечной причинности в мир. Являясь именно конечной причиной своих действий, человек естественно предполагает присутствие в окружающем мире его конечной причины. Данное предположение вполне логично еще и потому, что мир природы не выглядит хаосом: он, безусловно красив и абсолютно логичен.
Сверх – Я – это бессознательная структура, она естественно присуща человеку как таковому. Фигура действующей причины мира, которую человек водружает на место своего сверх-Я не всегда сознательна, часто она подсознательна. Чем менее критична избранность человека для него самого, тем глубже в подсознании находится фигура действующей причины его мира.
Доопределение человеком своего сверх-Я конкретной фигурой действующей причины мира происходит в момент осознания им собственного бессилия перед подавляющим его внешним воздействием.
Первой фигурой естественно (бессознательно) водруженной человеком на место своего сверх-Я является образ матери. Фигура матери становится прообразом всех фигур, помещаемых человеком на место своего сверх-Я. Так, например, отец — это та же мать только в мужском обличии, а начальник – это та же мать только в мужском обличии, только на работе и т.д. Материнская основа присутствует в любой фигуре, водруженной человеком на место своего сверх-Я.
Когда человек не имеет возможности быть конечной причиной своих действий, он непроизвольно занимает место конечной причины мира. Сверх-Я человека компенсирует его недостаточность для данной роли.
В представлении человека в мире существует действующая причина этого мира. Действующая причина мира управляет миром, а человек имеет возможность управлять этой самой действующей причиной, оставляя тем самым за собой роль конечной причины мира.
В представлении человека действующая причина мира ориентирована или, по крайней мере, должна быть ориентирована, на создание для него возможности быть конечной причиной своих действий. Характерно, что когда у человека есть возможность быть конечной причиной своих действий он забывает о наличии в мире его действующей причины. А как только данная возможность пропадает, в силу, например, отсутствия достаточной информации для принятия правильного решения, он тут же вспоминает, что в мире есть действующая причина, которую нужно соответствующим образом проинформировать о своих проблемах.
Без сверх-Я человек был бы лишен возможности быть конечной причиной своих действий: принципиальное отсутствие возможности получить полную информацию о мире парализует возможность действовать в нем. В основании любого действия человека лежит интеллектуальное основание, представляющее собой вывод из его попытки понять проблему, стоящую перед ним. Данный вывод всегда предзадан представлением человека о мире, всегда подтверждает легитимность данного представления. По отношению к представлению человека о мире вывод всегда логичен, а по отношению к миру он часто неадекватен: неадекватен настолько, насколько неадекватно представление человека о мире. Сверх-Я – это, как раз, та инстанция, на которую человек возлагает ответственность за неадекватность своих выводов о мире.
По бессознательному сценарию человека он может вести себя произвольно, а кто-то (фигура, водруженная человеком на место своего сверх-Я) возьмет на себя все издержки такого произвольного поведения.
На место своего сверх-Я человек всегда возводит фигуру, помогающая ему провести через принцип реальности нужный ему вывод о мире. Можно сказать, что сверх-Я – инстанция, на которую человек возлагает задачу сделать жизнеспособным свое представление о мире. Соответственно, чем менее жизнеспособным оказывается представление человека о мире, тем более он нуждается в доопределении своего сверх-Я. И наоборот, чем адекватнее представление человека о мире, тем менее он нуждается в доопределении своего сверх-Я.
Можно сказать, что быть конечной причиной своих действий в подавляющем его мире человек может только управляя, выдуманной им, действующей причиной этого мира.
Сверх-Я – это обязательная структура в психике человека, она присутствует в каждой психике с необходимостью. В норме человек является хозяином своего сверх-Я, доопределяя его по своему усмотрению, в зависимости от насущной необходимости и сообразуясь с принципом реальности.
Стремление человека к доопределению своего сверх-Я определяется наличием у него возможности быть конечной причиной своих действий. Если такая возможность имеется то человек крайне нетерпимо относится к любым хозяйским поползновениям в свой адрес, откуда оно бы не происходило. Если же возможность действовать отсутствует, если человек не знает как ему правильно поступить, чтобы стало так как он хочет, то он охотно становится на какое-то время учеником доверенного «учителя». Если же человек подавлен страхом и беспомощностью — доопределение сверх-Я становится для него жизненно необходимым. В этом случае, желание получить «учителя» возникает в такой острой форме, что критике просто не остается места, и на место сверх-Я водружается фигура первого, пожелавшего его занять.
Идеально доопределенное сверх-Я – это сверх-Я доопределенное фигурой идеальной матери, то есть — фигурой, которая, во-первых, обслуживает реализацию конечной причинности своего ребенка, а во-вторых, не требует для этого от своего ребенка ничего взамен. Для удержания идеальной матери в «собственности» ребенку ничего не нужно делать, она его любит просто так; таким, каков он есть. Можно сказать, что идеально доопределенное сверх-Я не требует от человека ограничения своей субъектности идеалом «Я».
Идеально доопределенное сверх-Я является предназначением сверх-Я, его, так сказать, идеей. В реальности, сверх-Я человека доопределено совсем не идеально: реальная мать согласна быть матерью только определенного ребенка, — ребенка, который помог бы ей провести через принцип реальности свое представление о себе и мире; и чем бредовее оказывается это представление, тем тяжелее оказывается ребенку.
Патологически доопределенное сверх-Я – это сверх-Я доопределенное фигурой матери в образе «госпожи», во всех его вариантах. Таким образом доопределенное сверх-Я навязывает человеку себя в качестве идеала, оставляя ему роль поклонения, восхищения и обслуги. В этом случае, реализация человеком своей конечной причинности переходит в символический режим: человек пытается реализовать свою конечную причинность через символы априорной социальной исключительности, подтверждающие его эксклюзивные отношения с действующей причиной мира.
Патологически доопределенное сверх-Я предопределяет существование человека в символическом режиме реализации своей конечной причинности: после «матери-госпожи» все фигуры доопределяющие такое сверх-Я будут иметь «господское» расширение, а сам человек будет преданно служить своему «господину», почитая свое служение символом своей априорной социальной исключительности
Патологичность доопределения сверх-Я определяется, в том числе и невозможностью человека менять фигуры, доопределяющие его сверх-Я, по своему усмотрению. Фигура «матери-госпожи» — это сильный дестабилизирующий для психики фактор, но не менее сильным фактором является необходимость вытеснения запретных побуждений. Столкнувшись с крайне сложной проблемой вытеснения человек теряет возможность менять фигуры, доопределяющие его сверх-Я, — он вынужден удерживать на месте своего сверх-Я фигуру, помогающую ему справляться с данной проблемой. В силу сложности проблемы вытеснения реализация конечной причинности человека оказывается связанной данной проблемой: на месте сверх-Я человека с необходимостью оказывается фигура обеспечивающая, в первую очередь, потребности вытеснения, реализация же конечной причинности перемещается в область воображения.
Если фигура, удерживаемая человеком на месте своего сверх-Я в помощь вытеснения запретных побуждений, помогает ему справится с этой задачей не требуя от него безусловного подчинения — проблема не идеально доопределенного сверх-Я не ощущается человеком остро. Проблема возникает тогда, когда платой за помощь в вытеснении выступает необходимость безусловного подчинения. В этом случае человек оказывается в крайне сложной ситуации. Если он не сможет вытеснить запретные побуждения и они заполнят его сознание – возможность реализации конечной причинности человека окажется резко ограничена этими самыми запретными побуждениями, однако возможность реализации также заметно сузится, если для вытеснения человек будет вынужден удерживать на месте своего сверх-Я фигуру, требующую от него безусловного подчинения: в этом случае реализация человеком своей конечной причинности блокируется из-за невозможности своеволия.
Очевидно, что человечество, в большинстве своем, реализует второй сценарий — прикладывая при этом все силы для ограничения безусловной власти фигуры «правителя», возведенной на место сверх-Я. К мерам, ограничивающим возможности доопределенного сверх-Я к неограниченному властвованию, можно отнести всевозможные попытки навязать властвующей фигуре «правителя» нравственный императив, вроде: прав человека, демократических норм управления, модели цивилизованного государства и пр.
Надо сказать, что даже в идеальном случае, когда на месте «правителя» окажется абсолютно нравственное существо, правящее по справедливым законам, психика человека будет испытывать заметную перегрузку, связанную с невозможностью своеволия. Данная онтологическая проблема является на свет перманентным движением человека к некой свободе и таким же перманентным обретением символов априорной социальной исключительности.
Априорная социальная исключительности в данной схеме вещь обязательная: представление о себе, как об априорно исключительном социальном существе, то есть, существе выделенным действующей причиной мира из «серой массы» по некому априорному критерию, дают человеку возможность воздвигнуть на место своего сверх-Я еще и фигуру опекающего его «Бога», в дополнение к угнетающей его самолюбие фигуре «правителя». Естественное доминирование «Бога» над «правителем» позволяет человеку уменьшить фрустрацию от своего подчиненного положения: «правитель», будучи представителем «серой массы», лишается возможности унизить, находящегося в его подчинении «избранного», — агрессии не лишается, а возможности унизить лишается.
Предпосылки появления у человека идеала «Я».Как и сверх-Я, Я-идеал рождается из основного противоречия существования человека в мире. Сверх-Я рождается из недостаточности человека для роли конечной причины своих действий, а “Я” идеал рождается из недостаточности человека для управления действующей причиной мира, то есть, фигурой, которой он доопределил свое сверх-Я.
Идеал “Я” является связующим звеном между человеком и его сверх-Я. Он позволяет человеку сохранять состояние конечной причинности по отношению к своему доопределенному сверх-Я, являясь, по сути, механизмом управления доопределенным сверх-Я.
Идеал “Я” (Я идеал).Я-идеал — вспомогательная структура призванная помочь человеку в освоении его идеального Я.
Я-идеал — представление человека о себе, рожденное из идеи о себе. В основе идеала “Я” лежит идея человека о себе. Эта идея может породить (вместить) сколь угодное количество образов. Данные образы будут объединены одной идеей.
В основании любого идеала лежит идея об априорной социальной исключительности. Смыслом идеи о своей априорной социальной исключительности, ее функциональным наполнением, является — эксклюзивные отношения человека с действующей причиной мира. Данная идея развертывается человеком в соответствующее представление.
Идея о своей априорной социальной исключительности является стержнем на котором рождается образ априорно исключительного социального существа. Данный стержень всегда остается неизменным, тогда как сам образ человек может менять, приспосабливаясь к новым условиям реализации своей конечной причинности.
По сути, основание идеала “Я” является интеллектуальным допущением, с помощью которого человек получает возможность целостного восприятия себя и мира. Без такого искусственного допущения целостность окружающего мира ускользает от человека, что лишает его возможности понимать его, а соответственно, и действовать в нем.
Идеал “Я” является идеальным воплощением человека в его выдуманном мире; поэтому человек совершенно естественно идентифицирует себя с ним.
NB.
Говоря «выдуманный», я акцентирую внимание на том, что воображению предшествует идея. Сначала у человека присутствует некая идея о мире, а потом с помощью воображения он разворачивает эту идею и получает соответствующее представление о мире. Аналогичная схема правомерна и в отношении представления человека о себе самом: сначала есть некая идея о том, кто ты есть на самом деле, а потом эта идея развертывается воображением в соответствующее представление.Я-идеал — это представление человека о себе, в котором он обладает качествами, недоступными ему в реальности.
В образе “Я” идеала человек присутствует в своем воображении.
Я-идеал является идеалом для человека.
Я-идеал — структура одобренная принципом реальности. Человек считает, что действовать в соответствии со своим “Я” идеалом – правильно и единственно возможно.
Я-идеал — структура поддерживаемая референтным социумом. Человек формирует свой референтный социум с целью эффективного противодействия критике своего Я-идеала исходящей из принципа реальности.
Идея собственного идеала “Я” принадлежит человеку, а наполнение этой идеи человек заимствует у референтного социума, который его создает, поддерживает, развивает и защищает, а также несет ответственность за появление всех возможных негативных артефактов, которыми такой наполненный идеал может обрастать в процессе своего существования в мире.
Прообразом референтного социума и его сутью является образ матери.
Я-идеал — структура с которой человек себя идентифицирует. За счет идентификации со своим идеалом в последнем появляется бессознательное расширение, которое является результатом проекции человеком собственного бессознательного на Я-идеал. Появление в структуре Я-идеала бессознательного расширения требует наличия системы восстанавливающей “Я” идеал. Данную функцию несет на себе референтный социум. Ярким примером такого социума является церковь.
Я-идеал обязательно имеет прототипа из живущих либо живших людей. Прототип придает Я-идеалу атрибут реальности.
Логика появления и формирования идеала “Я” обусловлена как минимум двумя факторами.
Главный фактор — необходимость контроля за доопределенным сверх-Я. Так как первой фигурой, которую человек помещает на место своего сверх-Я является мать, идеал «Я» формируется им, в первую очередь, как способ овладения матерью. Идеал “Я” является результатом осмысления человеком требований своей матери к себе, превращения данного запроса в образ, который можно имитировать.
Второй фактор — потребность в организации вытеснения патогенного душевного материала.
Для того, чтобы принцип реальности пропустил необходимость отторжения некого душевного движения в качестве чуждого человеку должна быть сформирована структура, которая служила бы критерием деления душевного материала на свой и чужой. Вне зависимости от механизма формирования данной структуры она должна быть принята человеком в качестве бесспорного, — принцип реальности должен ее пропустить, — идеала для себя.
Идентификация с ней должна быть совершенно естественна для него.
Бесспорность идеала является одним из факторов, определяющих последующую трансформацию идеала Я. Крепнущий и умнеющий (напитывающийся реальностью) принцип реальности будут задавать человеку много неудобных вопросов, на которые идеалу Я, сформированному в раннем детстве, конечно же, ответить не удастся. Слабость собственного идеала заставит человека совершенствовать его. Так или иначе, но идеал “Я” должен будет сохранить свою бесспорность, как возможность одобренного принципом реальности деления душевного материала на свой и чужой, с последующим вытеснением последнего.
Логика появления и формирования человеком своего идеала Я.
Надо сделать акцент на том, что и в сверх-Я, и в идеале “Я” объективна, то есть, не зависит от человека, только предпосылка, лежащая в основе их существования. Человек не может влиять ни на исходное противоречие своего существования в мире, ни на бессознательную проекцию своей конечной причинности в мир, — данные предпосылки обуславливают появление сверх-Я. Человек также не может влиять на то, что он является конечной причиной собственных действий, соответственно, должен чувствовать себя хозяином в своем мире. И если в этом мире появляется сверх-Я, то у человека должен появиться и механизм управления данной структурой. Данным механизмом является, как раз, идеал «Я».
Необходимость контроля человека над своим сверх-Я – это исходно присутствующее противоречие реализации им своей конечной причинности. Но с данным противоречием человек никогда не сталкивается. К тому времени, когда проблема осмысления устройства мира и своего места в нем встает перед человеком она оказывается у него уже решенной, причем, совершенно естественным образом. Бессознательно присутствующее в восприятии человеком окружающего его мира допущение этого мира в качестве материнской утробы расставляет все на свои места. На место сверх-Я человека самопроизвольно водружается материнская фигура; из материнского лона человек выходит уже с комфортно доопределенным сверх-Я.
Бессознательное, вынесенное из утробы, отношение человека к своему родителю как источнику заботы и любви делает потенциально решаемыми все возможные проблемы по управлению этим «источником». Какие, скажите, могут быть проблемы по управлению источником заботы и любви? Конечно же — решаемые. Идеал-Я – это и есть, собственно, способ решения проблемы управления доопределенным сверх-Я. Материнская основа доопределенного сверх-Я делает его исходно позитивным персонажем в представлении человека о мире.
NB.
То, что место сверх-Я, занимаемое родителями, исходно пустое говорит наличие у человека возможности менять содержание своего сверх-Я в соответствии с насущными потребностями в реализации своей конечной причинности. Так, например, своему сверх-Я человек делегирует родительскую функцию, но какая именно инстанция будет нести на себе это бремя человеку относительно безразлично. В идеале это должна быть мать, в крайнем случае, отец, но, если родители совсем не подходят для этой роли, то человек может поместить на место сверх-Я кого угодно, начиная, со своего Бога и, заканчивая, родным государством, родным заводом и даже родной лошадью или крокодилом. Некоторые народы поклоняются крокодилу, ищут в нем опору во всех своих начинаниях и надеются на его покровительство.
Логика формирования человеком своего идеала “Я” определяется логикой овладения матерью. Проблемы по овладением «источником заботы и любви», то есть, сверх-Я доопределенного фигурой матери, хоть и решаемые, но все же встают перед каждым человеком.
В период утробного существования человек не сталкивается с основным противоречием своего существования в мире. Не то, чтобы оно пропало совсем, куда же ему деться, просто, в этот период оно существует латентно, в качестве необходимости пребывания в материнском лоне, и является через эту самую необходимость.
После рождения основное противоречие выходит из латентного состояния и является человеку в виде материнских требований к нему. Можно сказать, что основное противоречие так и существовало бы в латентном состоянии если бы существовало тождество между его матерью и материнским лоно, в котором человек пребывал до рождения
[3]. Но такого тождества не существует. Являясь таким же человеком, как и ее ребенок, мать стремится овладеть своим ребенком точно так же, как и он стремится овладеть ею. В утробе такого конфликта нет.
Ситуация для ребенка осложняется тем, что мать, в большинстве случаев, более подготовлена к этому конфликту и, как более сильная сторона, определяет правила игры. Вот, как раз, такого противопоставления реализация конечной причинности и не предполагает. Несоответствие матери бессознательным ожиданиям ребенка порождает проблему овладения ею, которое есть не что иное, как восстановление его естественной уверенности в том, что его желания будут реализовываться сами по себе, как было когда-то в утробе. Данная естественная уверенность может быть корректно описана фразой «мама меня любит».
NB.
Следует акцентировать внимание на том, что мир дан человеку только в представлении. В этом смысле, ни мать, ни отец, ни прочие фигуранты, происходящего с человеком не является исключением. Все они являются, по сути, образами, созданными человеком. Поэтому, когда “Я” говорю, что ребенок имеет дело с матерью, то это не совсем корректная фраза, — ребенок имеет дело с созданным им образом своей матери.
В какой-то момент после рождения ребенок сталкивается с неожиданной проблемой. Оказывается, его мать согласна быть матерью только определенного ребенка, и если он хочет сохранить с ней непосредственную эмоциональную связь, в чем он крайне нуждается, то он должен будет привести свои физиологические и психические реакции в соответствие с материнскими ожиданиями. Этот момент является началом формирования человеком своего идеала Я. Идеал “Я” оказывается техническим средством, помогающим человеку протащить через принцип реальности необходимость регулирования своих естественных реакций.
Процесс формирования человеком своего идеала “Я” начинается с поступления запроса от матери и определяется данным запросом. Чем раньше ребенок начинает понимать, что для овладения матерью ему необходимо организовать определенным образом свои психические и физиологические реакции, тем раньше начинается данный процесс. Соответственно, интенсивность процесса формирования идеала “Я” обуславливается силой отторжения матерью своего ребенка в его естестве. Чем сильнее отторжение, тем интенсивнее процесс формирования. Очевидно также, что чем тотальнее процесс отторжения, то есть, чем большее количество черт в ребенке не нравится матери, тем сложнее будет ребенку восстановить с ней позитивную эмоциональную связь и тем опять же интенсивней будут процесс формирования им своего идеала.
Очевидно присутствие еще одной закономерности: идеал “Я” тем неадекватнее, чем тотальнее и агрессивнее процесс отторжения.
NB.
Понятие адекватности здесь коррелирует с понятием жизнеспособности. Чем более идеал “Я” неадекватен, тем менее он способен к самостоятельному существованию, тем больше ему требуется всяческих социальных подпорок и допингов, тем большее количество негативных артефактов образуется в процессе его существования.Соответственно, чем более неадекватна мать в своем желании переделать своего ребенка, тем более неадекватным, в итоге, получится идеал, на который ребенок будет стремиться походить, а следовательно, и тем сложнее будет ребенку впоследствии гармонизировать свой образ с требованиями объективной реальности.
NB.
Трансформация идеала «Я» человека, вероятно, обусловлена и теми мифологическими представлениями, в которых он развивается. Однако влияние господствующих мифологических представлений не стоит переоценивать, особенно на первых этапах трансформации идеала «Я», которое происходит в первые годы жизни ребенка.Уверенность человека в безусловной власти над своей матерью имеет необходимый характер, то есть, должна быть, несмотря на всевозможные объективные препятствия, такие как, например, агрессия или эмоциональная холодность матери. Если препятствия такого рода возникают, то ребенок инстинктивно стремится их преодолеть, находя подходящие объяснения поступкам своей матери. Размышляя над происходящим, ребенок хочет убедиться, что несмотря ни на что мать его все равно любит. Данный вывод представляется предзаданным.
Искомым идеалом «Я» для человека является отсутствие всякого идеала, то есть, некая простая (утробная) форма овладения матерью.
Приняв искомый вид идеала “Я” за точку отсчета, можно построить шкалу отклонения. Степень отклонения определяется, соответственно, сложностью овладения матерью: чем сложнее ребенку получить переживание «мама меня любит», тем в логику более неадекватного идеала «Я» он попадает. На левом конце шкалы располагается точка отсчета, то есть некая простая форма идеала Я, предполагающая отсутствие необходимости овладения матерью, которая любит своего ребенка «просто так», а на правом конце располагается некая сложная форма овладения матерью, которой соответствует наиболее вычурный, противоестественный, идеал «Я».
Отсутствие необходимости борьбы за любовь матери является для человека искомым отношением с ней. Данное отношение можно назвать «простой (утробной) формой отношения с матерью». Любое усложнение простой формы будет восприниматься человеком как проблема, которую необходимо устранить для восстановления простой формы. Можно сказать, что человек бессознательно стремится преобразовать любую сложную форму отношения с матерью в простую. Данное стремление можно наблюдать в виде сопротивления ребенка необходимости любого усложнения простой формы овладения матерью.
Приведу пример, что называется, из жизни. Мальчику пять лет. Сидя за обеденным столом, он говорит: «Хочу, лимонаду». Его «хочу» звучит как требование, но персонально оно ни к кому не обращено, хотя в кухне в этот момент находится и мать и отец; создается впечатление, что ребенок – маленький божок, который информирует рабов о своем желании, и ему все равно, кто кинется его исполнять. Отец закипает гневом, но сдерживается; мать в некоторой растерянности, но видно, что ей тоже неприятно. После некоторой паузы ребенок повторяет свое требование еще более настойчиво. Мать, видя, что отец сейчас не выдержит и начнет орать, начинает воспитание: она говорит и о правилах вежливости, и о волшебных словах, и многое другое, что обычно говорят в таких случаях любимым отпрыскам любящие матери. Ребенок слушает насупившись, видно, что он злиться на отца и не хочет усложнять схему своей жизни, но понимая, что иначе лимонаду ему не получить, нехотя соглашается на правила вежливости и говорит сквозь зубы: «Дайте мне пожалуйста лимонаду». Понимая, что это максимум того, что можно сейчас добиться отец несколько успокаивается и мать радостно наливает ребенку лимонаду. Но, история на этом не заканчивается. Результаты воспитания испаряются моментально, и ребенок снова и снова пытается играть «божка». И только после того, как «доброжелатели» передали матери, что в кругу своих друзей сын называет ее «дурой» и похваляется, что может делать с ней что угодно, она по-настоящему оскорбляется и сын, ощущая возникшую эмоциональную дистанцию с матерью пугается и становится как «шелковый». Мать, видя такую перемену, естественно, оттаивает и сын так же естественно начинает постепенно скатываться в «божка», но, что примечательно, — до конца не скатывается. Его требования потеряли свою безаппеляционность и стали больше походить на просьбы.
Данный пример, по-моему, достаточно иллюстрирует и понятие «доопределение человеком своего идеального «Я» и условие данной трансформации. Ребенок приводить свои реакции в соответствие с требованиями матери только под давлением угрозы ее потери. Если данной угрозы нет, то все увещевания бессмысленны; если угроза возникает, то ребенок «автоматически» меняется для ее устранения.
В данном случае ребенку повезло: требования, предъявляемые ему матерью, были справедливыми и четко артикулированными. Хуже, когда мать, в силу психической патологии, эмоционально депривирует ребенка, дистанцируется от него, и не дает ему возможности овладеть ею. В этом случае, ребенок прикладывает титанические усилия для овладения матерью и его преображение по образу и подобию хорошо видно невооруженным глазом.
Отношение отца, очевидно, не является основным фактором обуславливающим формирование человеком собственного идеала. Формирование идеала обусловлено исключительно необходимостью овладения матерью. Можно предположить, что влияние отца на формирование человеком своего идеала значительно возрастает в том случае, когда ребенок делегирует ему функцию своей матери. Причиной такого делегирования может быть эмоциональная холодность или акцентированная агрессивность матери к своему ребенку.
Состояние утробного единства ребенка с матерью снимает вопрос о происхождении простой формы отношений. Состояние утробного единства и есть простая форма отношений человека с матерью; с нее, собственно, и начиналась история доопределения данных отношений в более сложную форму. Данное начало можно назвать естественно необходимым.
Подчинение своих психических реакций требованиям идеала коррелирует с неустойчивостью психики. Чем более сложными оказываются требования матери к своему ребенку, тем менее «материнским» оказывается окружающий его мир, и, соответственно, тем меньше у ребенка уверенности в своей способности к самостоятельной жизни в нем. Необходимость борьбы за любовь матери радости в жизни ребенку, конечно же, тоже не добавляет.
Образование «не-Я».«Не-Я» (динамическое бессознательное) — совокупность, вытесняемых человеком из сознания событий своей психической жизни и возможностей, которые открываются для самоидентификации человека в связи с фактом появления и присутствия данных событий.
Будучи вытесненными из сознания содержания, структурирующие «не-Я», оказываются вне зоны критики принципа реальности.
Будучи неподконтрольным принципу реальности, пространство «не-Я» существует в воображении человека как потенциальная возможность, появления и развития любых, даже самых нереализуемых в объективной реальности фантазий. Можно сказать, что вытесняемые человеком возможности появления в сознании запретных побуждений, оставаясь неподконтрольными принципу реальности, обнаруживают свойство мутировать в направлении бессознательного запроса человека под воздействием материала проникающего в его «не-Я» из вне.
NB.
Необходимо сделать акцент на бессознательности данного запроса. В силу того, что человек не осознает своего запроса, реальность, создаваемая для него его не-Я, является ему в качестве внешнего ему объекта, который, при определенной специфики запроса, вполне может стать даже неожиданным откровением свыше.
Появление «не-Я» в структуре психики связано с началом борьбы ребенка за овладение матерью. Изначально, в «не-Я» человеком вытесняются побуждения, не соответствующие требованиям матери.
NB.
Надо сделать акцент на том, что деление человеком своей душевной жизни на «свою» и «чуждую» происходит не по эстетическому критерию, для этого есть принцип реальности, а директивно, в соответствии с требованиями идеала «Я».Эстетический критерий всегда находиться в конфликте с потребностями вытеснения. Иначе, и вытеснять ничего не надо было бы: зачем запрещать себе хотеть делать то, что и без запрета делать не хочется.
Неприемлемые для матери побуждения ребенка являются для него самого синтонными, соответственно, он сохраняет с ними позитивную связь даже после вытеснения их из сознания. Будучи вытесненными, запрещаемые
[4] матерью побуждения становятся недоступными для критики принципа реальности, что увеличивает их привлекательность для человека: запретное всегда кажется более привлекательным, чем оно есть на самом деле.
NB. Упомянутое выше «на самом деле» появляется только после того как содержание прошло через критику принципа реальности. Здесь надо сделать следующий акцент: критика принципа реальности — это не просто опыт, — это специфический опыт — опыт свободный от невротической желательности. Поэтому сказать, что запретное обладает большой побудительной силой именно вследствие отсутствия у человека соответствующего опыта было бы неверно. Запретное теряет свою побудительную силу только пройдя через специфический опыт критики принципа реальности.О вытесненном побуждении человек знает только то, что он был вынужден отказаться от чего-то важного для себя, а в чем, собственно, эта важность он сказать уже не может именно потому, что запретное побуждение вытеснено из зоны критики. Соответственно, это «чего-то» принимает для человека сверхзначимый характер.
Помимо синтонности и отсутствия критики сверхзначимость вытесняемого человеком побуждения определяется еще и вынужденностью отказа от него. Любое вынужденное действие не отпускает человека до тех пор, пока он не исключит саму возможность его повторения. Запрещенные матерью побуждения — не исключение. Вытесненные человеком побуждения становятся сверхценностью для него именно в силу принудительного характера отказа от них. Переживание запрещенного становится для человека символом его конечной причинности.
Оставаясь вне зоны критики принципа реальности динамическое бессознательное становится бредом, то есть несовместимым с объективной реальностью представлением о ней.